Механизм действия Арменикума точно не изучен, повидимому он включает прямое и/или опосредованное анти-ВИЧ действие компонентов, а также комплекса йод-литий-органических полимеров. Молекулы и катионы йода в составе Арменикума проявляют выраженную неспецифическую активность по отношению к широкому спектру ДНК- и РНК-содержащих вирусов, включая ВИЧ-1 и ВИЧ -2.
Йод проявляет также бактерицидную (включая антибиотикоустойчивые грамположительные и грамотрицательные штаммы), фунгицидную, протозоацидную и цистицидную активность. Йод в составе Арменикума способствует не только неспецифическому антимикробному эффекту, но и снижению вероятности возникновения резистентных форм возбудителей. Бактериальная и вирусная резистентность к йоду и его препаратам до настоящего времени не описана.
Ионы лития конкурентно вытесняют ионы магния — кофакторы обратной транскриптазы ВИЧ, и ингибируют репликацию вируса в инфицированных клетках.
Полианионный комплекс йод-α-декстрина селективно взаимодействует с CD4+-рецепторами Т-лимфоцитов и ингибирует взаимодействие gp120 ВИЧ со специфическими рецепторами, блокируя начальные этапы инфицирования CD4+
Т-лимфоцитов, синцитиеобразование и трансмиссию ВИЧ от инфицированных клеток к неинфицированным.
Комплекс литий-йод-органических полимеров обеспечивает низкую токсичность, контролируемое диффундирование активных компонентов, пролонгированность действия, системное иммуномодулирующее влияние на процессы активации, дифференцировки, апоптоза и продукции цитокинов лимфоцитами и моноцитами.
Первые признаки клинического действия препарата наблюдаются через 1-2 недели терапии.