Злокачественный нейролептический синдром. Злокачественный нейролептический синдром (ЗНС) - потенциально угрожающий жизни симптомокомплекс, который может развиваться при применении нейролептиков, в том числе оланзапина. Клинические проявления злокачественного нейролептического синдрома включают значительное повышение температуры тела, мышечную ригидность, нарушение психического статуса и проявления вегетативной дисфункции (неустойчивость частоты сердечных сокращений и артериального давления, тахикардия, сердечные аритмии, профузное потоотделение). Дополнительные признаки могут включать увеличение концентрации креатинфосфокиназы, миоглобинурию (рабдомиолиз) и острую почечную недостаточность. Клинические проявления злокачественного нейролептического синдрома или наличие лихорадки неясного генеза без других симптомов злокачественного нейролептического синдрома требуют отмены всех нейролептиков, включая оланзапин.
Поздняя дискинезия. В сравнительных исследованиях продолжительностью свыше 6 недель лечение оланзапином достоверно реже сопровождалось развитием дискинезии, требующей медикаментозной коррекции, чем применение галоперидола. Однако следует учитывать риск поздней дискинезии при длительной терапии нейролептиками. При развитии признаков поздней дискинезии рекомендуется снижение дозы или отмена оланзапина. Симптомы поздней дискинезии могут нарастать или манифестировать после отмены препарата.
Опыт применения у пожилых больных с психозом на фоне деменции. Эффективность оланзапина у пожилых пациентов с психозом на фоне деменции не установлена. У данной категории пациентов в плацебо-контролируемых клинических исследованиях частота летальных случаев в группе оланзапина была выше, чем в группе плацебо (3,5% против 1,5% соответственно). Пожилые пациенты с психозом на фоне деменции, получающие терапию атипичными нейролептиками, подвергаются повышенному риску смерти по сравнению с плацебо. Основными факторами риска повышенной смертности для данной группы пациентов при лечении оланзапином являются возраст > 80 лет, седация, сочетанное применение с бензодиазепинами или наличие патологии легких (например, пневмония с аспирацией или без нее).
Цереброваскулярные нежелательные явления, например, инсульт, транзиторная ишемическая атака, включая летальные исходы, отмечались в исследованиях оланзапина у пожилых пациентов с психозом на фоне деменции. В плацебо-контролируемых исследованиях отмечалась более высокая частота цереброваскулярных нежелательных явлений у пациентов в группе оланзапина по сравнению с группой плацебо (1,3% против 0,4% соответственно). Все пациенты с цереброваскулярными нарушениями имели предшествующие факторы риска развития цереброваскулярных нежелательных явлений (например, отмечавшийся ранее случай цереброваскулярного нежелательного явления или транзиторной ишемической атаки, гипертония, курение), а также сопутствующие заболевания и/или прием препаратов, по времени связанные с цереброваскулярными нежелательными явлениями.
Оланзапин не рекомендован для терапии пациентов с психозом на фоне деменции. Увеличение массы тела. Перед началом применения оланзапина" нужно учесть потенциальное увеличение массы тела. Пациентам, принимающим оланзапин, необходимо контролировать массу тела.
Монотерапия оланзапином у взрослых. По результатам 13 плацебо-контролируемых исследований монотерапии оланзапином, пациенты, принимавшие оланзапин, прибавляли в среднем 2,6 кг массы тела, а в группе плацебо - теряли 0,3 кг при средней продолжительности терапии 6 недель; у 22,2% пациентов, принимавших оланзапин, масса тела увеличивалась минимум на 7% от исходной, в группе плацебо - на 3%; средняя продолжительность терапии до прибавки массы тела составила 8 недель; 4,2% получавших оланзапин пациентов прибавляли минимум 15% массы тела, в группе плацебо - 0,3% пациентов со средней продолжительностью терапии до прибавки массы тела 12 недель. Клинически значимый прирост массы тела наблюдался во всех исходных категориях Индекса массы тела (ИМТ). 0,2% пациентов из группы оланзапина прекратили терапию из-за увеличения массы тела, в группе плацебо таких было 0%.
В долгосрочных исследованиях (минимум 48 недель) среднее увеличение массы тела составляло 5,6 кг (медиана экспозиции 573 дня, N=2021). Доля пациентов, масса тела которых при длительном воздействии увеличилась минимум на 7%, 15% или 25% от исходного значения, составляла соответственно 64%, 32% и 12%. Из пациентов, получавших оланзапин в течение минимум 48 недель, 0,4% прекратили терапию из-за увеличения массы тела.
Увеличение интервала QTc. В клинических исследованиях перорального оланзапина было отмечено нечастое клинически значимое удлинение интервала QTc. По данным клинических исследований внутримышечного оланзапина или оланзапина памоата, оланзапин не вызывал стойкого удлинения интервала QT или QTc.Teм не менее, оланзапин следует с осторожностью назначать пациентам с врожденным синдромом удлиненного QT, застойной сердечной недостаточностью, гипертрофией миокарда, гипокалиемией, гипомагниемией или с препаратами, удлиняющими интервал QT.
Нарушения функции печени. В отдельных случаях прием оланзапина, как правило, на ранних этапах терапии, сопровождался: транзиторным, асимптоматическим повышением показателей печёночных аминотрансфераз (аспартатаминотрансферазы и аланинаминотрансферазы) в сыворотке крови. Отмечались редкие случаи гепатита.
В очень редких случаях отмечался печеночный холестаз и иные смешанные повреждения печени. Особая предосторожность необходима при увеличении показателей аспартатаминотрансферазы и/или аланинаминотрансферазы в сыворотке крови у больных с недостаточностью функции печени, с ограниченным функциональным резервом печени или у пациентов, получающих лечение потенциально гепатотоксическими препаратами.
Гипергликемия и сахарный диабет. Отмечается более высокая распространенность диабета у пациентов с шизофренией. Как и при приеме некоторых других антипсихотических препаратов отмечались случаи гипергликемии, диабета, обострения ранее существовавшего диабета, кетоацидоза и диабетической комы. Рекомендуется тщательный клинический мониторинг пациентов с диабетом и больных с факторами риска развития диабета.
Изменение липидного спектра. В ходе плацебо-контролируемых исследований у пациентов, получавших оланзапин, наблюдались нежелательные изменения липидного спектра. Рекомендуется клиническое наблюдение (см. "Побочное действие").
Эпилептические припадки. Оланзапин следует назначать с осторожностью пациентам с эпилептическими припадками в анамнезе или подверженным воздействию факторов, снижающих порог судорожной готовности. У таких пациентов при лечении оланзапином редко наблюдались судорожные припадки. Гематологические изменения. Как и в случае применения других нейролептиков, следует проявлять осторожность при терапии оланзапином пациентов с пониженным количеством лейкоцитов и/или нейтрофилов в периферической крови, обусловленным различными причинами; с признаками угнетения или токсического нарушения функции костного мозга под воздействием лекарственных средств в анамнезе; с угнетением функции костного мозга, обусловленного сопутствующим заболеванием, радиотерапией или химиотерапией в анамнезе; с гиперэозинофилией или миелопролиферативным заболеванием.
В клинических исследованиях применение оланзапина у больных с клозапинобусловленной нейтропенией или агранулоцитозом в анамнезе не сопровождалось рецидивами указанных расстройств.
Сопутствующие заболевания. При проведении клинических исследований терапия оланзапином редко сопровождалась антихолинергическими побочными эффектами. Однако, ввиду ограниченности клинического опыта применения оланзапина у пациентов с сопутствующим заболеванием, рекомендуется проявлять осторожность при назначении оланзапина пациентам с клинически значимой гипертрофией предстательной железы, паралитической непроходимостью кишечника, закрытоугольной глаукомой и подобными состояниями. Дофаминергический антагонизм. В условиях in vitro оланзапин обнаруживает антагонизм в отношении дофамина и, как и другие нейролептики, теоретически может подавлять действие леводопы и агонистов дофамина.
Общая активность в отношении ЦНС. С учётом основного действия оланзапина на ЦНС, следует соблюдать осторожность при использовании оланзапина в сочетании с другими лекарственными препаратами центрального действия и алкоголем.
Ортостатическая гипотензия. Оланзапин может вызывать ортостатическую гипотензию, что, вероятно, обусловлено его свойствами антагониста α1-адренергических рецепторов. Оланзапин с особой осторожностью нужно применять у пациентов с диагностированными сердечно-сосудистыми заболеваниями (инфаркт миокарда или ишемия в анамнезе, сердечная недостаточность или нарушение проводимости), заболеваниями или патологиями, предрасполагающими к гипотензии (дегидратация, гиповолемия и лечение гипотензивными препаратами), при которых потеря сознания, гипотензия и/или брадикардия могут привести к медицинским осложнениям. Если такие пациенты никогда ранее не принимали оланзапин, то до начала терапии оланзапина памоатом необходимо установить индивидуальную переносимость путем назначения перорального оланзапина.
Необходимо с осторожностью назначать препарат пациентам, принимающим другие препараты, способные провоцировать гипотонию, брадикардию, угнетение деятельности респираторной или центральной нервной системы.
Суицид. При шизофрении возможны попытки суицида, поэтому в период лекарственной терапии нужно внимательно наблюдать за пациентами с высоким суицидальным риском.
Судорожные припадки. Пациентам с наличием в анамнезе судорожных припадков или с заболеваниями, потенциально снижающими порог судорожной готовности, например, с деменцией при болезни Альцгеймера, оланзапин нужно назначать с осторожностью.
Нежелательные реакции после инъекции, в том числе постинъекционный делирий и седативный синдром. В ходе предрегистрационных клинических исследований сообщалось о возникновении после инъекции оланзапина памоата явлений, которые характеризовались признаками и симптомами передозировки оланзапина. Указанные явления возникали в <0,1% случаев инъекций и приблизительно у 2% пациентов. У большинства пациентов клинические симптомы и признаки включали в себя седацию (от легкой до тяжелой степени выраженности, вплоть до комы) и/или делирий (включая спутанность сознания, дезориентацию, ажитацию, тревогу и когнитивные нарушения). Среди прочих симптомов отмечались экстрапирамидные нарушения, дизартрия, атаксия, агрессивные тенденции в поведении, головокружение, слабость, повышение мышечного тонуса или судороги (см. раздел "Передозировка"). В большинстве случаев первые признаки и симптомы, связанные с этим явлением, появлялись в течение 1 часа после инъекции. Во всех случаях сообщалось об исчезновении всех симптомов в течение 24-72 часов после инъекции. Вероятность возникновения этого явления наиболее высока в течение первого часа с момента инъекции. Крайне редко (<1 на 10000 инъекций) постинъекционный синдром возникал спустя 1 час после выполнения назначения. Медицинским работникам рекомендуется обсуждать описанный риск с пациентами каждый раз при назначении и применении оланзапина памоата. Инъекции оланзапина памоата должны выполняться медицинским работником, имеющим должную квалификацию. После каждой инъекции пациент должен наблюдаться в условиях медицинского учреждения в течение как минимум 2 часов на предмет признаков и симптомов, характерных для передозировки оланзапина. Непосредственно перед уходом пациента из медицинского учреждения следует убедиться в том, что он в сознании, ориентирован и у него отсутствуют какие-либо симптомы и признаки передозировки. На протяжении оставшейся части дня после выполнения инъекции пациентам необходимо рекомендовать сохранять бдительность в отношении симптомов постинъекционных нежелательных реакций. Кроме того, они должны иметь возможность при необходимости получить медицинскую помощь. Пациентам не следует управлять транспортными средствами и механизмами.
При подозрении на передозировку следует продолжать тщательное медицинское наблюдение и мониторинг до тех пор, пока обследование не укажет на разрешение симптомов. При развитии каких-либо признаков и симптомов постинъекционного синдрома рекомендованный период наблюдения (2 часа) одолжен быть продлен в соответствии с клинической необходимостью.
Если для лечения постинъекционных нежелательных реакций требуется парентеральное введение бензодиазепинов, рекомендуется тщательная оценка состояния пациента на предмет возникновения чрезмерной седации и угнетения функционирования сердечной и дыхательной систем.