Препарат Сантаз (стерильный пиперациллин и тазобактам) представляет собой антибактериальный комбинированный препарат, состоящий из полусинтетического антибиотика пиперациллина натрия и ингибитора β-лактамазы тазобактама натрия, предназначенный для внутривенного введения. Таким образом, тазобактам и пиперациллин сочетают в себе свойства антибактериального препарата широкого спектра действия и ингибитора β-лактамазы.
Пиперациллин представляет собой полусинтетический бактерицидный антибиотик широкого спектра действия, проявляющий активности в отношении многих грамположительных и грамотрицательных аэробных и анаэробных бактерий. Пиперациллин проявляет бактерицидную активность, которая является результатом ингибирования образования перегородки при делении клеток и синтеза клеточной стенки микроорганизма. Пиперациллин и другие β-лактамные антибиотики блокируют терминальную стадию транспептидации биосинтеза пептидогликанов клеточной стенки у чувствительных микроорганизмов посредством взаимодействия с пенициллинсвязывающими белками (ПСБ) - бактериальными ферментами, которые осуществляют данную реакцию. Пиперациллин обладает сниженной активностью в отношении бактерий, обладающих определенными ферментами семейства β-лактамаз, которые химически инактивируют пиперациллин и другие β-лактамные антибиотики. Тазобактам - сульфоновое производное триазолметилпенициллановой кислоты, обладает очень низкой собственной антибактериальной активностью в связи с низкой аффиностью к ПСБ, способствует восстановлению или усилению действия пиперациллина в отношении многих резистентных микроорганизмов. Тазобактам является мощным ингибитором многих β-лактамаз класса А (пенициллиназ, цефалоспориназ и ферментов с расширенным спектром активности). Он обладает непостоянной активностью в отношении карбапенемаз класса А и β-лактамаз класса D. Тазобактам практически неактивен в отношении большинства цефалоспориназ класса С и металлобеталактамаз класса В.
Две особенности тазобактама и пиперациллина лежат в основе повышенной активности в отношении некоторых микроорганизмов, обладающих β-лактамазами, которые при их оценке в качестве ферментных препаратов в меньшей степени ингибировались тазобактамом и другими ингибиторами: тазобактам не индуцирует хромосомоопосредованную продукцию β-лактамаз в концентрации, которая достигается при использовании рекомендуемых режимов дозирования, а пиперациллин относительно устойчив к действию ряда β-лактамаз.
Так же как и другие β-лактамные антибиотики, пиперациллин в комбинации с тазобактамом или без такового демонстрирует зависимую во времени бактерицидную активность в отношении чувствительных микроорганизмов.
Механизм развития резистентности
Существует три основных механизма развития резистентности к β-лактамным антибактериальным препаратам: изменения целевых пенициллинсвязывающих белков (ПСБ), приводящие к снижению сродства к антибиотикам; разрушение антибиотиков бактериальными β-лактамазами, а также низкая внутриклеточная концентрация антибиотиков в связи со снижением их захвата либо активным транспортом антибиотиков из клеток.
У грамположительных бактерий основным механизмом резистентности к β-лактамным антибактериальным препаратам, в том числе к тазобактаму и пиперациллину, является изменение ПСБ. Этот механизм лежит в основе устойчивости к метилпенициллину, развивающейся у стафилококков, и устойчивости к пенициллину у Streptococcus pneumoniae, также как у стрептококков группы viridans и у энтерококков. Резистентность, обусловленная изменениями ПСБ, также развивается у грамотрицательных штаммов со сложными питательными потребностями, таких как Haemophilus influenzae и Neisseria gonorrhoeae. Комбинация пиперациллина/тазобактама не активна в отношении штаммов, у которых резистентность к β-лактамным антибактериальным препаратам определяется изменениями ПСБ. Как было указано выше, существуют некоторые β-лактамазы, которые не ингибируются тазобактамом.
Спектр антибактериальной активности
Комбинация пиперациллина и тазобактама продемонстрировала активность в отношении большинства штаммов, перечисленных ниже микроорганизмов как в экспериментах in vitro, так и при клинических инфекциях, являющихся показаниями к применению.
Аэробные и факультативные анаэробные грамположительные микроорганизмы:
Staphylococcus aureus (только метициллин-чувствительные штаммы)
Аэробные и факультативные анаэробные грамотрицательные микроорганизмы:
Acinetobacter baumanii
Escherichia coli
Haemophilus influenzae (исключая β-лактамаза-негативные, ампициллин-резистентные штаммы)
Klebsiella pneumoniae
Pseudomonas aeruginosa (применяется в комбинации с аминогликозидами, к которым чувствителен штамм).
Грамотрицательные анаэробы:
Группа Bacteroides fragilis (B. fragilis, B. ovatus, B. thetaiotaomicron и B. vulgaris)
В экспериментах in vitro были получены следующие данные, однако их клиническая значимость неизвестна.
Не менее чем в отношении 90 % следующих микроорганизмов минимальная подавляющая концентрация (МПК) in vitro менее или равна пороговому значению чувствительности к тазобактаму и пиперациллину. Однако безопасность и эффективность тазобактама и пиперациллина при применении с целью лечения клинических инфекций, вызванных данными бактериями, в адекватных и хорошо контролируемых исследованиях не установлена.
Аэробные и факультативные анаэробные грамположительные микроорганизмы:
Enterococcus faecalis (только ампициллин- или пенициллин-чувствительные штаммы)
Staphylococcus epidermidis (только метициллин-чувствительные штаммы)
Streptococcus agalactiae*
Streptococcus pneumoniae* (только пенициллин-чувствительные штаммы)
Streptococcus pyogenes*
Streptococcus spp. группа Viridans*
Аэробные и факультативные анаэробные грамотрицательные микроорганизмы:
Citrobacter koseri
Moraxella catarrhalis
Morganella morganii
Neisseria gonorrhoeae
Proteus mirabilis
Proteus vulgaris
Serratia marcescens
Providencia stuartii
Providencia rettgeri
Salmonella enterica
Грамположительные анаэробы:
Clostridium perfringens
Грамотрицательные анаэробы:
Bacteroides distasonis
Prevotella melaninogenica
*Не продуцируют β-лактамазы и в связи с этим являются чувствительными только к пиперациллину.