Клопидогрел представляет собой пролекарство, один из активных метаболитов которого является ингибитором агрегации тромбоцитов. Для образования активного метаболита, который подавляет агрегацию тромбоцитов, клопидогрел должен метаболизироваться с помощью изоферментов системы цитохрома Р450 (CYP450). Активный метаболит клопидогрела селективно ингибирует связывание аденозиндифосфата (АДФ) с P2Y12 рецептором тромбоцитов и последующую АДФ-опосредованную активацию комплекса GPIIb/IIIa, приводя к подавлению агрегации тромбоцитов. Благодаря необратимому связыванию, тромбоциты остаются невосприимчивыми к стимуляции АДФ в течение всего оставшегося срока своей жизни (приблизительно 7-10 дней), а восстановление нормальной функции тромбоцитов происходит со скоростью, соответствующей скорости обновления тромбоцитов.
Агрегация тромбоцитов, вызванная агонистами, отличными от АДФ, также ингибируется за счет блокады усиленной активации тромбоцитов высвобождаемым АДФ.
Так как образование активного метаболита происходит при помощи изоферментов системы цитохрома P450, некоторые из которых могут отличаться полиморфизмом или ингибироваться другими препаратами, не у всех пациентов возможно адекватное ингибирование агрегации тромбоцитов.
При ежедневном приеме клопидогрела в дозировке 75 мг с первого же дня приема отмечается значительное подавление АДФ-индуцируемой агрегации тромбоцитов, которое постепенно увеличивается в течение 3-7 дней и затем выходит на постоянный уровень (при достижении равновесного состояния). В равновесном состоянии агрегация тромбоцитов подавляется в среднем на 40-60 %. После прекращения приема клопидогрела агрегация тромбоцитов и время кровотечения постепенно возвращаются к исходному уровню, в среднем, в течение 5 дней.
Ацетилсалициловая кислота (АСК) обладает отличающимся от эффекта клопидогрела и дополняющим его механизмом антиагрегантного действия. АСК подавляет агрегацию тромбоцитов за счет необратимого ингибирования простагландиновой циклооксигеназы-1 и вследствие этого, уменьшения образования тромбоксана А2, являющегося индуктором агрегации тромбоцитов и вазоконстрикции. Этот эффект сохраняется в течение всего срока жизни тромбоцитов.
Оба активных вещества в монотерапии и при одновременном применении способны предотвращать развитие атеротромбоза при любых локализациях атеросклеротического поражения сосудов, в частности, при поражениях церебральных, коронарных или периферических артерий.
Клиническая эффективность и безопасность
Безопасность и эффективность клопидогрела были оценены в двойных слепых исследованиях CURE, CLARITY, COMMIT и ACTIVE-A, в которых клопидогрел сравнивался с плацебо, в обоих случаях в сочетании с АСК и другой стандартной терапией.
Острый коронарный синдром
В исследование CURE было включено 12 562 пациента, которые перенесли острый коронарный синдром без подъема сегмента ST (нестабильная стенокардия или инфаркт миокарда без зубца Q), у которых в течение 24 ч после последнего эпизода появились боль в области грудной клетки или симптомы ишемии. В исследование были включены пациенты либо с изменениями ЭКГ, указывающими на новые ишемические явления (без подъема сегмента ST), либо с повышенными концентрациями кардиоферментов, либо с повышенными концентрациями тропонина I или T, по крайней мере, в 2 раза превышающими верхнюю границу нормы. Популяция пациентов включала в основном представителей белой европеоидной расы (82%), 38% женщин и 52% пациентов в возрасте ≥65 лет. Пациенты были рандомизированы в группы приема клопидогрела (нагрузочная доза 300 мг, затем - 75 мг/сутки) или плацебо, и получали лечение в течение одного года. Пациенты также получали АСК (75-325 мг 1 раз/сутки) и другие стандартные методы лечения, такие как гепарин. Использование ингибиторов GPIIb/IIIa не разрешалось в течение 3-х дней до рандомизации.
Количество пациентов с явлениями, включенными в первичную конечную точку исследования (летальный исход в результате сердечно-сосудистых заболеваний, инфаркт миокарда или инсульт), составило 582 человека (9,3%) в группе приема клопидогрела, и 719 пациентов (11,41%) в группе приема плацебо. Кроме того, наблюдалось снижение относительного риска на 20% (95% ДИ, 10-28%; р=0,00009) в группе применения клопидогрела.
К концу 12-го месяца исходы, включенные в составную первичную конечную точку исследования (летальный исход в результате сердечно-сосудистых заболеваний, инфаркт миокарда, инсульт или рефрактерная ишемия), были зарегистрированы у 1035 пациентов (16,54%) в группе применения клопидогрела и 1187 пациентов (18,83%) в группе применения плацебо. В группе применения клопидогрела наблюдалось снижение относительного риска на 14% (95% ДИ, 6-21%, р=0,0005).
В группе применения клопидогрела каждый компонент двух первичных конечных точек (летальный исход в результате сердечно-сосудистых заболеваний, инфаркт миокарда, инсульт, рефрактерная ишемия) встречался реже, чем в группе применения плацебо.
Преимущества применения клопидогрела гидросульфата отмечались на протяжении всего исследования (до 12 месяцев).
При проведении исследования CURE применение клопидогрела было связано с более низкой частотой летальных исходов в результате сердечно-сосудистых заболеваний, инфаркта миокарда или инсульта. Эффективность клопидогрела была подтверждена независимо от дозы АСК (75-325 мг 1 раз в сутки).
У пациентов с острым инфарктом миокарда с подъемом сегмента ST оценивали безопасность и эффективность клопидогрела в двух рандомизированных двойных слепых плацебо-контролируемых исследованиях - CLARITY и COMMIT.
В рандомизированном плацебо-контролируемом исследовании с применением двойного слепого метода CLARITY принял участие 3491 пациент, включенный в течение 12 ч после перенесенного инфаркта миокарда с подъемом сегмента ST, всем включенным участникам было запланировано проведение тромболитической терапии. Пациенты были рандомизированы в группы приема клопидогрела (нагрузочная доза 300 мг, затем 75 - мг/сутки) или плацебо до проведения ангиографии, выписки из больницы или наступления 8-го дня лечения. Пациенты также получали АСК (от 150 до 325 мг в качестве нагрузочной дозы, затем - 75-162 мг/сутки), фибринолитический препарат и, при необходимости, гепарин, в течение 48 часов. Наблюдение за пациентами продолжалось в течение 30 дней.
Первичной конечной точкой было сочетание выявления окклюзии инфаркт-связанной артерии на ангиограмме перед выпиской пациента, летальный исход или развитие рецидивирующего инфаркта миокарда к моменту выполнения коронарной ангиографии.
Популяция пациентов была в основном европеоидной (89,5%) и включала 19,7% женщин и 29,2% пациентов ≥65 лет. В общей сложности 99,7% пациентов получали фибринолитики (фибрин-специфические: 68,7%, нефибрин-специфические: 31,1%), 89,5% - гепарин, 78,7% -бета-адреноблокаторы, 54,7% - ингибиторы АПФ и 63% - статины.
Количество пациентов, достигших первичной конечной точки, составило 262 человека (15,0 %) в группе применения клопидогрела, и 377 пациентов (21,7 %) в группе применения плацебо.
Было проведено рандомизированное, плацебо-контролируемое исследование с применением двойного слепого метода COMMIT с факториальным дизайном 2x2 при участии 45 852 пациентов, у которых в течение 24 ч были зарегистрированы симптомы инфаркта миокарда и отклонения значений ЭКГ (т.е. подъем сегмента ST, снижение сегмента ST или блокада левой ветви пучка Гиса). Пациенты были рандомизированы в группу приема клопидогрела (75 мг/сутки) или плацебо в комбинации с АСК (162 мг/сутки) в течение 28 дней или до выписки из больницы в зависимости от того, что наступило ранее.
Конечными точками были смерть от любой причины и развитие повторного инфаркта, инсульта или смерть.
Популяция пациентов включала 28% женщин, 58% пациентов >60 лет (26% пациентов >70 лет), 55% пациентов получали тромболитики, 68% - ингибиторы АПФ, и только 3% - чрескожное коронарное вмешательство (ЧКВ).
Клопидогрел значительно снизил относительный риск смерти от любой причины на 7% (p=0,029), а относительный риск комбинации повторного инфаркта, инсульта или смерти - на 9% (p=0,002).
Деэскалация ингибиторов рецепторов P2Y12 в терапии острого коронарного синдрома
Переход с терапии мощным ингибитором рецепторов P2Y12 на лечение клопидогрелом в сочетании с АСК после завершения острой фазы острого инфаркта миокарда изучался в двух рандомизированных клинических исследованиях (TOPIC и TROPICAL-ACS). В этих исследованиях также были получены клинические данные об исходах замены лекарственной терапии.
В рандомизированное открытое клиническое исследование TOPIC были включены пациенты с острым инфарктом миокарда, которым требовалось ЧКВ. В зависимости от группы, пациенты, получавшие АСК и один из более мощных ингибиторов рецепторов P2Y12 и не сообщавшие о развитии нежелательных явлений в течение одного месяца, были переведены на терапию комбинированным препаратом с фиксированными дозами АСК и клопидогрела (деэскалация двойной антитромбоцитарной терапии (ДАТТ)) или продолжали принимать ранее назначенные препараты (прежняя ДАТТ). Первичная конечная точка, включавшая в себя летальный исход от сердечно-сосудистых заболеваний, инсульт, экстренную реваскуляризацию, развитие кровотечения по шкале BARC ≥2 (Академический исследовательский консорциум по кровотечениям) через 1 год после острого инфаркта миокарда, была достигнута у 43 пациентов (13,4%) в группе деэскалации ДАТТ и 85 пациентов (26,3%) в группе продолжения неизмененной ДАТТ (p<0,01). Эта статистически значимая разница была обусловлена, главным образом, меньшим количеством кровотечений, при этом не было зарегистрировано различий в ишемических осложнениях (p=0,36), в то время как кровотечения по шкале BARC ≥2 случались реже в группе деэскалированной ДАТТ (4%) против 14,9% в группе неизмененной ДАТТ (p<0,01).
В рандомизированное открытое исследование TROPICAL-ACS было включено 2610 пациентов, перенесших ЧКВ, с положительным результатом анализа на биомаркеры повреждения миокарда при остром инфаркте миокарда. Пациенты были рандомизированы в группы применения прасугрела в дозах 5 или 10 мг/сутки (дни 0-14) (n=1306) или прасугрела в дозах 5 или 10 мг/сутки (дни 0-7), затем была произведена деэскалация терапии на клопидогрел в дозе 75 мг/сутки (дни 8-14) (n=1304) в сочетании с АСК (в дозе менее 100 мг/сутки). На 14-й день была проведена оценка функции тромбоцитов. Пациенты из группы монотерапии прасугрелом продолжали принимать прасугрел в течение 11,5 месяцев. Деэскалированные пациенты проходили тестирование на высокую реактивность тромбоцитов (ВРТ). Если ВРТ≥46 единиц, пациенты возвращались к прасугрелу в дозах 5 или 10 мг/сутки в течение 11,5 месяцев; если ВРТ<46 единиц, пациенты продолжали принимать клопидогрел 75 мг/сутки в течение 11,5 месяцев. Таким образом, в группе управляемой деэскалации пациенты принимали либо прасугрел (40%), либо клопидогрел (60%). Все пациенты продолжали принимать АСК и наблюдались в течение одного года.
Первичной конечной точкой был летальный исход в результате сердечно-сосудистых заболеваний, частота развития инфаркта миокарда, инсульта и кровотечений типа 2 или более тяжелых кровотечений по шкале BARC в течение 12 месяцев. В исследовании была достигнута первичная конечная точка не меньшей эффективности: неблагоприятные исходы были зарегистрированы у 95 пациентов (7%) в группе применения управляемой деэскалации терапии и 118 пациентов (9%) в контрольной группе (значение р не меньшей эффективности = 0,0004). Управляемая деэскалация терапии не привела к повышению риска развития осложнений ИБС (2,5% в группе деэскалации терапии по сравнению с 3,2% в контрольной группе; значения p не меньшей эффективности = 0,0115). Также деэскалация терапии не увеличила вероятность развития исходов, включенных в дополнительную конечную точку: кровотечение типа 2 или более тяжелые кровотечения по шкале BARC (5% в группе деэскалации терапии по сравнению с 6% в контрольной группе (p=0,23)). Совокупная частота развития кровотечений (тип 1-5 по шкале BARC) составила 9% (114 явлений) в группе управляемой деэскалации терапии по сравнению с 11% (137 явлений) в контрольной группе (p=0,14).
Фибрилляция предсердий
В исследование ACTIVE-A были включены пациенты с фибрилляцией предсердий, у которых был хотя бы один фактор риска сосудистых событий и которые не могли получать терапию АВК из-за невозможности или нежелания принимать это лечение.
Исследование ACTIVE-A (n=7554) было многоцентровым, рандомизированным, двойным слепым, плацебо-контролируемым исследованием, в ходе которого было проведено сравнение терапии комбинацией клопидогрела в дозе 75 мг/сутки + АСК (n=3772) и комбинацией плацебо + АСК (n=3782). Рекомендуемая доза АСК составляла от 75 до 100 мг/сутки. Лечение продолжалось в течение периода до 5 лет.
Пациенты, рандомизированные для участия в программе ACTIVE — это пациенты с документально подтвержденной фибрилляцией предсердий, т.е. с постоянной формой фибрилляции предсердий либо как минимум с 2 эпизодами фибрилляции предсердий в течение последних 6 месяцев, у которых имелся по меньшей мере один из следующих факторов риска: возраст ≥75 лет или возраст от 55 до 74 лет в сочетании с сахарным диабетом, требующим лекарственной терапии, документально подтвержденным инфарктом миокарда в анамнезе или документально подтвержденным поражением коронарных артерий; терапия артериальной гипертензии; инсульт в анамнезе, транзиторная ишемическая атака (ТИА) или системная эмболия с локализацией вне ЦНС; дисфункция левого желудочка с фракцией выброса <4% или документально подтвержденное заболевание периферических артерий.
73% пациентов, включенных в исследование ACTIVE-A, не могли принимать АВК по заключению врача в связи с неспособностью соблюдать назначенный режим мониторинга МНО, предрасположенностью к падениям или риском травмы головы или специфическим риском развития кровотечения; в 26% случаев решение врача основывалось на нежелании пациента принимать АВК.
Популяция пациентов включала в себя 41,8% женщин. Средний возраст составил 71 год, 41,6% пациентов были ≥75лет. В общей сложности 23,0% пациентов получали антиаритмические препараты, 52,1% - бета-адреноблокаторы, 54,6% - ингибиторы АПФ и 25,4% - статины.
Преимущество клопидогрела + АСК отмечалось на ранней стадии лечения и сохранялось на протяжении всего исследования в течение 5 лет; частота развития основных событий была неизменно ниже в группе применения комбинации клопидогрел + АСК по сравнению с группой применения комбинации плацебо + АСК.
Снижение риска развития существенных осложнений сосудистых заболеваний в группе применения комбинации клопидогрел + АСК было обусловлено статистически значимым снижением частоты новых случаев инсульта. Инсульт был зарегистрирован у 296 (7,8%) пациентов, получавших клопидогрел + АСК, и у 408 (10,8%) пациентов, получавших плацебо + АСК.
Частота ишемического инсульта была значительно ниже в группе клопидогрел + АСК, чем в группе плацебо + АСК.
Риск развития инсульта любой степени тяжести был ниже при использовании комбинации клопидогрел + АСК. Кроме того, при применении комбинации клопидогрел + АСК было зарегистрировано на 46 случаев развития неинвалидизирующих инсультов меньше и на 69 случаев развития инвалидизирующих инсультов или инсультов с летальным исходом меньше по сравнению с группой применения плацебо + АСК.
Наблюдалась тенденция к снижению частоты инфаркта миокарда в группе, получавшей клопидогрел + АСК. Показатели системной эмболии, не связанной с ЦНС, и смерти от сосудистых причин были одинаковыми в обеих группах. Эффективность клопидогрела + АСК была отмечена на ранней стадии и сохранялась на протяжении всего исследования до 5 лет; частота инсульта была стабильно ниже в группе клопидогрела + АСК по сравнению с группой плацебо + АСК.
Клопидогрел + АСК снижали общее количество дней госпитализации по сердечнососудистым причинам. Общее количество дней госпитализации по сердечно-сосудистым причинам составило 30 276 в группе клопидогрел + АСК и 34 813 в группе плацебо + АСК.