Инфекц. бол.: новости, мнения, обучение. 2016. № 2. С. 15-29.
Хронические вирусные гепатиты - тяжелые инфекционные заболевания, вызывающие целый комплекс последствий, негативно сказывающихся на состоянии здоровья и качестве жизни больных. На 67-й сессии Ассамблеи Всемирной организации здравоохранения (2014) российская делегация подписала резолюцию, предусматривающую целый комплекс мер в области профилактики и лечения хронических вирусных гепатитов, тем самым официально признавая высокую социальную значимость этих болезней, что в свою очередь должно реализоваться в активной работе по противодействию распространению этих заболеваний на национальном уровне. Одним из основных путей решения этой проблемы является доступность пациентам качественной медицинской помощи.
По оценочным данным референс-центра по вирусным гепатитам ЦНИИ эпидемиологии Роспотребнадзора (2013), anti-HCV выявляются в крови у 5,9 млн россиян (4,1% населения), а среди них больны хроническим гепатитом С (ХГС) от 3,5 до 4,7 млн человек. Эпидемическая ситуация, увы, не улучшается: в 2013 г. зарегистрировано 56 146 новых случаев ХГС, в 2014 г. - 57 197, в 2015 г. - 55 491 [1]. Своевременное современное лечение больных ХГС позволяет не только вылечить до 97% пациентов, но и отчасти решить эпидемиологические проблемы.
По данным С.А. Романовой (2014), на фармацевтическом рынке РФ доминируют иностранные производители. Объем производства отечественных лекарственных средств с 2006 г. вырос в 3,3 раза - до уровня 191,699 млрд руб., однако это составляет только 18,3% рынка [2]. Нехватка собственных лекарств покрывается за счет импорта, который с 2006 г. вырос в 2,3 раза и в 2013 г. составил 14,9 млрд долл. (476,7 млрд руб.) [2].
Около 3/4 современных инновационных лекарственных препаратов для лечения ХГС на российском фармацевтическом рынке как в коммерческом, так и в государственном сегменте импортного производства. Большая часть так называемых российских лекарственных препаратов для лечения ХГС произведены компаниями, не имеющими полного цикла производства (с производством субстанций) на территории РФ, т.е. они или только упаковываются в России, или готовые лекарственные формы изготовляются из импортных субстанций. Реализуемая в Российской Федерации с 2011 г. государственная программа "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013-2020 годы", в которой отмечается необходимость выпуска инновационных отечественных лекарственных средств (ЛС), особенно из Перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, пока не переломила ситуацию в вопросах лечения больных хроническими вирусными гепатитами [3]. Надежду вселяет решение Минпромторга России (2015) о корректировке программы "Фарма-2020": предоставление льгот для препаратов, производимых на территории РФ по полному циклу (компенсация затрат на производство полного цикла в части изготовления субстанции, ценовые преференции при госзакупках - до 40% для наладивших полный цикл производства, финансирование за счет средств госбюджета доклинических и клинических исследований, проектов по трансферу технологий, разработки технологических платформ и др.) [4].
По данным П.А. Костромина (2015), фармацевтический российский рынок ориентирован на субстанции азиатского происхождения, качество которых уступает европейским и американским аналогам. Китай и Индия являются мировыми лидерами в производстве контрафактной фармацевтической продукции. В Россию ввозится около 11 тыс. т субстанций ежегодно, причем 70,5% в натуральном выражении из них китайского, а 10,3% - индийского производства [5].
В ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" внесены изменения Федеральным законом от 31.12.2014 № 532-ФЗ и даны следующие определения: "...фальсифицированное медицинское изделие - медицинское изделие, сопровождаемое ложной информацией о его характеристиках и (или) производителе (изготовителе); недоброкачественное медицинское изделие - медицинское изделие, не соответствующее требованиям нормативной, технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) либо в случае ее отсутствия требованиям иной нормативной документации; контрафактное медицинское изделие - медицинское изделие, находящееся в обороте с нарушением гражданского законодательства" [6].
Понимая остроту проблемы фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и не зарегистрированных ЛС на территории РФ, в конце 2014 г. был принят Федеральный закон от 31.12.2014 № 532-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок", согласно которому вводится уголовная ответственность за распространение лекарств, не зарегистрированных на территории РФ [7].
В последние несколько лет наблюдается неуклонный рост числа сообщений об использовании не зарегистрированных на территории РФ препаратов для лечения больных ХГС. В Интернете постоянно увеличивается число форумов, где пациенты активно обсуждают опыт применения тех или иных ЛС, не зарегистрированных в Российской Федерации. Особое опасение вызывает тот факт, что участники форумов (пациенты, торговцы, врачи и др.), вольно или невольно, по наивности или по умыслу, не задумываясь о последствиях их использования, не владея полной информацией о конкретном больном, которому требуется лечение, безответственно советуют больным тот или иной препарат для лечения.
В течение последних нескольких лет в лечении ХГС произошел настоящий прорыв. Вектор исследований, касающихся получения новых лекарственных препаратов, направлен на разработку безинтерфероновых схем терапии, с включением препаратов прямого противовирусного действия (ПППД) -нуклеозидных аналогов аминокислотных последовательностей, которые напрямую могут влиять на репликацию вирусов. С одной стороны, их применение позволяет значимо повысить эффективность и безопасность лечения (табл. 1). С другой - при высоком уровне генетической изменчивости вируса гепатита С (ВГС) (выше, чем у вируса гриппа!) при выборе противовирусной терапии приходится учитывать проблему резистентности ВГС к некоторым классам препаратов. Многочисленные мутации, возникающие на фоне приема препарата, могут быть преходящими или сохраняться в течение нескольких лет. При устойчивой мутации ВГС могут возникать ситуации, когда повторное лечение этими же препаратами будет неэффективно. Кроме того, нередки случаи, когда регистрируется резистентность ВГС ко всем препаратам данной группы либо перекрестная устойчивость, при которой неэффективны ПППД из других групп.
Кроме указанных факторов, при принятии решения о целесообразности лечения больного ХГС и выборе препарата врач учитывает степень поражения печени, потенциальные риски побочных эффектов, наличие сопутствующих заболеваний, вероятность успеха терапии и приверженности больного к ней, анамнестические данные о проводимом ранее лечении и ответе на него и пр.
Таким образом, подход к лечению больных ХГС максимально персонифицирован. Поэтому одному пациенту рекомендуется препарат на основе интерферона, другому - только нуклеозидный аналог или комбинированная терапия нуклеозидными аналогами и интерфероновыми препаратами и пр. Даже при учете всех "за" и "против" в процессе лечения врачу нередко приходится корректировать и модифицировать схему (добавлять или переходить на другой препарат).
К сожалению, на данный момент в Российской Федерации не разработана ни Государственная стратегия борьбы с вирусными гепатитами, ни федеральная программа лечения больных хроническими вирусными гепатитами (ХВГ). Отсутствие государственного подхода к решению вопроса лечения больных ХВГ оказывает многофакторное деструктивное воздействие на все субъекты экономики, приводит к ежегодному росту государственных расходов, включая прямые медицинские издержки (медикаментозное и стационарное лечение), косвенные издержки (производственные потери в результате преждевременной смертности и за счет увеличения дней нетрудоспособности) и прямые немедицинские расходы (совершенствование методов профилактики, диагностики и лечения заболеваний, вызываемых ВИЧ-инфекцией; развитие единой системы мониторинга и оценки в области противодействия ВИЧ-инфекции среди населения; мероприятия по первичной профилактике ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов В и С; научные исследования и др.), и вынужденному перераспределению имеющихся ресурсов здравоохранения.
Однако оценить социально-экономическое бремя ХВГ в Российской Федерации, а значит, планировать расходы бюджетных средств на программу борьбы с вирусными гепатитами невозможно из-за отсутствия истинных показателей заболеваемости и пораженности населения РФ ХВГ.
В настоящее время в Перечень заболеваний и методов их лечения в рамках оказания высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой за счет средств федерального бюджета и средств обязательного медицинского страхования на 2015 г. (утвержден постановлением Правительства РФ от 28.11.2014 № 1273 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 годы"), гепатит С не входит [8].
Материальные ресурсы, необходимые для реализации программы лечения ХВГ, складываются из средств текущего финансирования медицинских учреждений в рамках выполнения Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на территории субъекта и целевых средств бюджета субъекта и РФ.
Согласно действующему законодательству, лечение ХГС на амбулаторно-поликлиническом этапе за счет бюджетных средств предоставляется только гражданам, коинфицированным ВГС и ВИЧ [9]; пациентам, имеющим группу инвалидности [10], и детям, не имеющим права на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг.
Таким образом, в большинстве случаев россиянин, инфицированный ВГС, вынужден самостоятельно изыскивать денежные средства для прохождения лечения. Однако стоимость ПППД очень высока, и у пациентов возникает искушение обратиться к не зарегистрированным в России ЛС или дженерикам. Ход мыслей пациентов прост: если ЛС зарегистрировано в другой стране предприятием-производителем, то регистрация в России является формальностью, которая к тому же приводит к удорожанию препарата.
Если есть спрос, есть предложение, причем чрезвычайно заманчивое, особенно по стоимости. Однако, приобретая такое ЛС (или дженерик), пациент приобретает кота в мешке. Насколько конкретная субстанция идентична заявленному действующему веществу, каким образом и где она была произведена, какие примеси содержатся в купленном препарате, соблюдались ли условия транспортировки и хранения (диапазон температуры, влажности и т.п.)? Насколько эти условия соблюдаются для "серых" препаратов, судить сложно.
Таким образом, применение "серых" ЛС означает прием препарата с неизвестным составом, произведенного и хранившегося в неизвестных условиях. Покупая такой препарат, пациент в лучшем случае может получить "пустышку", не обладающую никакими лечебными свойствами, а в худшем случае принять смесь веществ, которые могут негативно сказаться на его здоровье.
Кроме этого, следует отметить, что действие ЛС может различаться в разных человеческих популяциях. Поэтому, даже если препарат зарегистрирован в США или другой стране, его внедрение в клиническую практику на территории РФ, в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (с изменениями и дополнениями), происходит только после клинических исследований, проведенных в одной или нескольких медицинских организациях в соответствии с правилами надлежащей клинической практики, утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти [11]. В процессе клинических исследований должна быть подтверждена эффективность и безопасность применения данного ЛС, вероятность устойчивого ответа на лечения, критерии определения необходимости повторного курса терапии, сроки его проведения и наиболее эффективная схема лечения. Частью 4 ст. 38 № 323-ФЗ определено, что на территории РФ разрешается обращение медицинских изделий, зарегистрированных в порядке, установленном Правительством РФ, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти [6]. Таким образом, без прохождения процедуры регистрации ЛС признается незарегистрированным.
Во время самолечения незарегистрированным в Российской Федерации препаратом пациент не может выполнить все необходимые контрольные исследования, а главное -правильно их интерпретировать, чем подвергает свое здоровье серьезному риску. А за чей счет будут лечиться пациенты, у которых разовьются нежелательные явления при использовании таких ЛС? За бюджетный?
Врач оценивает наличие сопутствующих заболеваний, прогнозирует возможные нежелательные реакции, которые могут появиться в процессе лечения, и способы их коррекции, оценивает вероятность лекарственных взаимодействий (если пациент принимает какие-либо препараты в связи с сопутствующими заболеваниями). На основании анализа результатов обследования врач использует оптимальную схему терапии, которую впоследствии может скорректировать. Разработан алгоритм, в соответствии с которым необходимо тщательно контролировать процесс лечения. При проведении лабораторных тестов крови могут быть выявлены отклонения от нормы, не всегда проявляющиеся клинически, но требующие своевременной коррекции схемы терапии (анемия, лейкопения, тромбоцитопения, повышение уровня маркеров цитолиза и холестаза, изменение уровня гормонов щитовидной железы и т.д.).
Контроль эффективности лечения ХГС также регламентирован, например в определенные временные точки должен быть исследован уровень вирусной нагрузки. Результаты данного теста определяют целесообразность продолжения лечения, позволяют прогнозировать его эффективность. Судить об успехе проведенного лечения можно не ранее чем через 12 нед от момента окончания терапии. В случае неэффективности лечения врач анализирует возможные причины неудачи, определяет необходимость повторного курса терапии, сроки его проведения и наиболее эффективную схему лечения.
Врач не имеет ни морального, ни юридического права не только назначать препарат, который не зарегистрирован на территории РФ, но и вести пациента, который самостоятельно принял решение о лечении препаратом, не зарегистрированным на территории РФ.
Вопросы государственного контроля за обращением медицинских изделий регулируются следующими нормативными правовыми актами: Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 26.04.2016) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (ст. 38, 85, 95); постановлением Правительства РФ от 25.09.2012 № 970 "Об утверждении Положения о государственном контроле за обращением медицинских изделий"; постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 323 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения" (с изменениями и дополнениями) (п. 5.1.2, 5.2.2, 5.5); приказом Минздрава России от 05.04.2013 № 196н "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по исполнению государственной функции по контролю за обращением медицинских изделий" (с изменениями и дополнениями); приказом Минздрава России от 14.09.2012 № 175н "Об утверждении Порядка осуществления мониторинга безопасности медицинских изделий"; приказом Минздрава России от 20.06.2012 № 12н "Об утверждении Порядка сообщения субъектами обращения медицинских изделий обо всех случаях выявления побочных действий, не указанных в инструкции по применению или руководстве по эксплуатации медицинского изделия, о нежелательных реакциях при его применении, об особенностях взаимодействия медицинских изделий между собой, о фактах и об обстоятельствах, создающих угрозу жизни и здоровью граждан и медицинских работников при применении и эксплуатации медицинских изделий"; приказом Минздрава России от 15.06.2012 № 7н "Об утверждении Порядка ввоза на территорию Российской Федерации медицинских изделий в целях государственной регистрации"; Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.05.2016) (с изменениями и дополнениями, вступил в силу с 13.05.2016) (6.28, 6.33, 14.43, 14.44, 14.46, 19.4, 19.5, 19.7.8, 19.33); Уголовным кодексом Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (УК РФ) (ст. 235.1, 238.1, 327.2) [12, 13].
В соответствии со статьей 6.33 Кодекса РФ об административных правонарушениях [14] "Обращение фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок" (введена Федеральным законом от 31.12.2014 № 532-ФЗ) [7], предусмотрена административная ответственность (если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния) в виде наложения административного штрафа от 70 тыс. для граждан и до 5 млн руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 сут для юридических лиц (табл. 2).
В соответствии с частью 2 ст. 47 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (с изменениями и дополнениями) (далее - Закон), ввозимые в Российскую Федерацию ЛС должны быть включены в Государственный реестр ЛС [11]. Исключениями из данного требования Закона являются случаи ввоза в Российскую Федерацию конкретной партии зарегистрированных и (или) незарегистрированных ЛС, предназначенных для проведения клинических исследований, проведения экспертизы для государственной регистрации или для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента. Последний из вышеперечисленных исключительных случаев требует обязательного принятия решения о назначении пациенту ЛС, не зарегистрированного на территории РФ, консилиумом федеральной специализированной медицинской организации, оформленным протоколом и подписываемым главным врачом или директором соответствующей организации. Важно знать, что действующее федеральное законодательство не позволяет врачу принимать единоличное решение о назначении пациенту не зарегистрированного на территории РФ ЛС даже по жизненным показаниям.
Ответственность врача за нарушение данного запрета будет зависеть от степени тяжести наступивших последствий в результате соответствующих действий. Врач, по вине которого пациент умер либо получил тяжкий вред здоровью, может нести 2 вида ответственности: уголовную и гражданско-правовую (табл. 2).
Так, ответственность за причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей предусмотрена частью 2 статьи 109 УК РФ (максимальный вид наказания - лишение свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового), а в случае смерти 2 и более лиц - частью 3 данной статьи (максимальный вид наказания - лишение свободы на срок до 4 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового) [14].
Если здоровью пациента причинен тяжкий вред здоровью, врач подлежит привлечению к уголовной ответственности по части 2 статьи 118 УК РФ (максимальный вид наказания - лишение свободы на срок до 1 года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового) [15].
За ввоз ЛС, не зарегистрированных в Российской Федерации, после вступления в силу 23 января 2015 г. Федерального закона от 31.12.2014 № 532-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок", грозит уголовная ответственность, в связи с этим в УК РФ были внесены изменения [7].
В зависимости от обстоятельств конкретного уголовного дела действия врача квалифицируются статьей 238.1 УК РФ [16] "Обращение фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и оборот фальсифицированных биологически активных добавок" (табл. 2). Закон разработан с учетом положений подписанной Российской Федерацией в Москве в октябре 2011 г. Конвенции Совета Европы о борьбе с фальсификацией медицинской продукции и сходными преступлениями, угрожающими здоровью населения" (Конвенция "Медикрим").
Однако статья 238.1 УК РФ не касается покупки незарегистрированных ЛС за рубежом для личного пользования. В соответствии с письмом Минздрава России от 04.02.2015 № 20-2/74 "О противодействии обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок" [17], Департамент лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий выпустил информационное письмо [18], разъясняющее положение об ответственности за незаконные производство, сбыт или ввоз в Россию в целях сбыта незарегистрированных ЛС. Действующим в Российской Федерации законодательством установлена возможность ввоза на территорию РФ ЛС, не имеющих государственной регистрации, приобретенных за пределами территории РФ физическими лицами для личного использования и юридическими лицами для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента, и определен порядок осуществления такого ввоза.
Для получения разрешения на ввоз на территорию РФ незарегистрированных ЛС для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента заявитель представляет в Министерство здравоохранения РФ заявление и прилагает необходимые документы (заключение консилиума врачей федерального учреждения, в котором оказывается медицинская помощь конкретному пациенту, подписанное главным врачом (директором) или лицом, исполняющим его обязанности; обращение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, о необходимости ввоза незарегистрированного ЛС для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента с приложением копии заключения консилиума врачей учреждения субъекта РФ, в котором оказывается медицинская помощь этому пациенту, о назначении ему незарегистрированного ЛС для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям и необходимости его ввоза, подписанного главным врачом (директором) или лицом, исполняющим его обязанности; копия паспорта или свидетельства о рождении пациента, которому назначен незарегистрированный лекарственный препарат по жизненным показаниям) [19].
Что же касается гражданско-правовой ответственности врача, родственники умершего пациента признаются органами предварительного следствия потерпевшими, что наделяет их правом подачи гражданского иска в рамках уголовного дела о взыскании морального вреда и возмещении материального ущерба.
Право на обращение в суд с соответствующими исковыми требованиями предоставлено и в том случае, если вследствие действий врача пациенту причинен вред здоровью. Так, в силу статьи 1068 "Ответственность юридического лица или гражданина за вред, причиненный его работником" Гражданского кодекса РФ вред, причиненный работником юридического лица при исполнении им трудовых (служебных, должностных) обязанностей, возмещается юридическим лицом [20]. При этом в случае возмещения данного вреда юридическое лицо в силу статьи 1081 Гражданского кодекса РФ вправе предъявить регрессный иск к соответствующему работнику [20].
Все строгости законодательства в отношении незарегистрированных ЛС направлены только на защиту жизни и здоровья граждан России. Все публикации о негативном влиянии принятого Федерального закона от 31.12.2014 № 532-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия обороту фальсифицированных, контрафактных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, медицинских изделий и фальсифицированных биологически активных добавок" и изменений в УК РФ являются инсинуациями, большинство выводов в них не соответствует действительности и наносит прямой ущерб пациентам безапелляционностью утверждений об обязательном снижении качества медицинской помощи больным, особенно с тяжелыми заболеваниями.
Сведения об авторе
Ирина Викторовна Шестакова - доктор медицинских наукглавный специалист по инфекционным болезням Минздрава России, доктор медицинских наук, профессор кафедры инфекционных болезней и эпидемиологии
Место работы: ГБОУ ВПО "Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова" Минздрава России
e-mail: prof.shestakova@yandex.ru